«Секрет-Фирмы»: Как машины помогают в создании креативаТворчество считалось недоступным машинам, но компьютеры уже сейчас начинают писать новости и изобретать продукты. Роботы-творцы способны радикально изменить скорость и качество работы креативных индустрий. Профессиональный наборщик способен набивать на компьютере текст со скоростью 800 знаков в минуту — это около 13 знаков в секунду. Но даже маленькая новость состоит из 200-300 знаков. Написание же одной информационной заметки в американском новостном агентстве Thomson Financial теперь занимает всего 0,3 секунды. Погоня за грандами рынка, такими как Reuters и Bloomberg, стоила агентству недешево: надеясь получить уникальное конкурентное преимущество, Thomson весной прошлого года вложило по $150—200 тыс. в несколько компьютерных программ, анализирующих публикуемую компаниями финансовую отчетность, сравнивающих ее с предыдущими показателями и по результатам этого сравнения генерирующих новость, которая моментально рассылается всем подписчикам компании. Если, например, компания продемонстрировала рост доходов, программа генерирует позитивную новость, если наоборот — негативную. «Речь идет не об экономии на журналистах, а о скоростной поставке нашим клиентам самой оперативной информации»,- заявил старший вице-президент компании Мэттью Баркли, представляя летом прошлого года «реактивную» новинку. Очевидно: компьютеры в состоянии выполнять работу быстрее человека, и кто сказал, что так называемая творческая работа им не под силу? Опасность (или возможность) — в том, что компьютеры смогут делать ее не только быстрее, но даже лучше.
Исчезновение «воротничков" Манифесты проповедников устаревают стремительно и незаметно. Робот Вертер с его состязаниями роботов-гитаристов из фильма двадцатилетней давности «Гостья из будущего» до сих пор кочует по анекдотам, а мы уже сами в гостях у этого будущего — в 2005 году Toyota организовала шоу на автомобильной выставке, на котором на духовых и ударных инструментах играл оркестр роботов. Но роботы-трубачи не так поражают воображение, как изобретенный годом ранее в качестве эксперимента Bar Bot австрийской компании Humanoid Robotics Laboratory. Основная цель существования этого робота заключалась в том, чтобы пить пиво. Bar Bot сидел в баре, выклянчивал деньги у посетителей и, набрав необходимую сумму, заказывал себе пиво, то есть вел себя совсем как нормальный человек. Роботы уже научились пьянствовать. Вполне закономерно, что они начинают писать новости. Следующий шаг — сценарии, сюжеты «мыльных опер» и рекламные ролики. Креативность, последнее и, казалось бы, неприступное прибежище человечества, под угрозой. Прежде всего потому, что люди недостаточно креативны. Похищение домохозяйки Креатив? Медиапланирование? Большая идея? На сайте www.spotrunner.com Гроуф и Ваксман разместили интернет-генератор рекламных телекампаний. «Если бы два года назад вы сказали мне, что возможно самому создать телерекламу в интернете всего за $500, я бы решил, что вы душевнобольной»,- так высказался по поводу новинки Стив Хейден, вице-президент Ogilvy & Mather Worldwide. Грезы душевнобольных стали реальностью: чтобы разместить на телевидении рекламу, достаточно зайти в библиотеку Spot Runner, выбрать из тысяч уже готовых шаблонных роликов подходящий, в отведенные слоты вставить свои текстовые фрагменты, загрузить логотип компании, выбрать регион распространения и телеканалы. Полчаса — и рекламная кампания готова. «С помощью интернета мы делаем демократичной услугу, которая прежде была доступна только элите»,- говорит Дэвид Ваксман. Неизвестно, конечно, удастся ли основателям продать компанию рекламной группе Omnicom или WPP, но они уже преподали креативной индустрии болезненный урок, показав: далеко не все, что появляется из творческих организаций, действительно креативно. И это справедливо не только по отношению к простым новостным сообщениям. Конечно, новый сервис вряд ли заинтересует Nike или Apple, а вот тысячи небольших компаний, которым нужна локальная реклама на кабельных каналах,- вполне. Тем более что заказные ролики, которые они могли бы получить за свои деньги у традиционных агентств, наверняка оказались бы не менее шаблонны. Рекламный репортаж с кухни домохозяйки. Боевик про полицейского-одиночку. Фантастическая сказка про героя, спасающего мир от главного злодея. Сложно убеждать себя, что все это результат творческого озарения, а не банальной перетасовки десятка-другого шаблонов. Неприятная для человечества правда состоит в том, что подавляющее большинство современной креативной продукции основано на следовании стереотипным ходам и компиляции уже изобретенных кем-то фрагментов — это суть современной культуры. Собственно, никто подобного и не скрывал. «Не упускайте возможности забраться кому-нибудь на плечи. Достижения ваших предшественников позволят вам продвинуться дальше. Да и видно все с чужих плеч гораздо лучше»,- говорит в своем знаменитом «Неполном манифесте творческого роста» Брюс Мау. Автор книги «Креативность в PR» Энди Грин выражается не так образно, зато более понятно: «Нет ничего зазорного в том, чтобы «красть» чужие идеи; важен контекст, в котором впоследствии эти идеи используются». Большая часть творческой работы на самом деле похожа на аппликацию из чужих идей. А значит, креативным организациям не удастся остаться в стороне от страшного сна Тома Питерса, в котором роботы делают людей безработными. Если креативный человек просто занимается компиляциями на заданную тему, почему этого не может компьютер? Тем более что машина не испытывает потребности в дорогостоящих наркотиках.
CEO компании Imagination Engines Стивен Талер любит изобретать — в общей сложности он получил около двух десятков различных патентов. Одно из изобретений Талера — зубная щетка Oral-B CrossAction, в которой ворсинки пересекают друг друга. Но сам Талер утверждает, что это не совсем его изобретение, а скорее плод расстроенного воображения созданной им Creativity Machine (американский патент № 5659666). Эту машину он выдумал еще в 1980-х годах, когда работал физиком в корпорации McDonnell Douglas, где занимался компьютерным моделированием нейронных сетей. Вульгарно выражаясь, метод Талера — изменение части программы внесением помех, которые нарушают привычные связи, благодаря чему генерируют новые идеи. Конечно, работая над проблемой зубной щетки, машина сгенерировала немало бредовых идей и не могла сама отобрать жизнеспособные. Ну и что. Точно так же далеко не каждый человек способен адекватно оценить результаты собственного труда. Человечество мало продвинулось в осознании сути творческих процессов, зато создало уже немало прикладных методик креативной работы. Авторы «латерального маркетинга» Филип Котлер и Фернандо Триас де Без предлагают последовательно изменять характеристики продукта. Сет Годин — «осваивать пределы», то есть брать каждую характеристику товара или услуги и пытаться сделать ее максимальной или, наоборот, минимальной. Жан-Мари Дрю — искать стереотипы и делать наоборот. Методики — это ведь программы действий. Самое банальное, что можно теперь сделать,- запрограммировать их. Программа прилагательных Еще неизвестно, куда приведут (и, главное, как быстро) эксперименты первопроходцев машинного креатива. Скорее всего, скептики будут проигрывать новаторам сначала только в скорости выдачи творческих продуктов, но затем в стоимости и качестве. Уже сейчас в Thomson Financial планируют сделать свою систему более человечной. «Мы можем попробовать добавить больше прилагательных в нашу программу», - размышляет Мэттью Баркли о путях развития проекта. Аdme.ru
|